АСИ́НУ Панаги́и церковь [Панагии Форвиотиссы; греч. Παναγία τῆς ̓Ασίνου, Παναγία ἡ Θορβιώτισσα], примерно в 5 км от дер. Никитари, в вост. предгорьях Троодос (Кипрская архиепископия). Получила название от расположенного рядом поселения Асину, основанного в XI в. до Р. Х. греками, переселенцами из г. Асини в Арголиде. Наименование Форвиотисса, по мнению нек-рых исследователей, происходит или от греч. слова ἡ φορβή (растительный, подножный корм для животных; пастбище), или от названия растения молочай (греч. εὐφόρβιον, лат. euphorbeum), к-рый в большом количестве произрастал в окрестностях. Однако, наиболее вероятно, это название связано с именем ктитора - сына дуки Кипра Константина Евфорвина (Форвина), магистра Никифора, к-рый был женат на Марии, дочери визант. имп. Алексея I Комнина. Церковь была построена и украшена Никифором в 1105/6 г. (посвятительные надписи над юж. входом и в юго-зап. части нефа).
А. ц.- небольшая одноапсидная базилика, продленная в зап. части, покрытая деревянной двускатной кровлей; нартекс с куполом на полусводах (снаружи купол не выявлен) и 2 полукруглыми нишами, выступающими с юж. и сев. сторон, пристроен ок. 1200 г. Ряд источников сообщает, что из домовой церкви она была обращена в соборный храм мон-ря, в к-ром Никифор принял иноческий постриг с именем Николай и скончался в 1115 г.
В записях на полях рукописи 1063 г. (список Типикона Великой ц., Paris. gr. 1590) упоминается о смерти в 1151 г. Дометия, игум. мон-ря Форвион (μονῆς τῆς ὑπεραγίας Θεοτόκου τῶν Θορβίων) (SynCP. Col. XXI; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 5). Эпитет «Форвиотисса» впервые встречается в надписи XIV в.; о существовании обители упоминается до XVII в.
Фрески А. ц. (1105/6) являются одним из лучших примеров неоклассического стиля, распространенного в Византии на рубеже XI-XII вв. Возможно, росписи выполнены к-польскими мастерами. Фрески сохранились в алтаре (Причащение апостолов, отцы Церкви, Вознесение, Благовещение, Причащение Марии Египетской) и в зап. части первоначальной постройки (Успение, Умовение ног, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Пятидесятница, преподобные, 40 мучеников Севастийских). В алтаре среди святителей представлены кипрские святые Варнава и Епифаний. Центральный свод базилики покрывают примитивные фрески 2-й пол. XIV в. Росписи нартекса 1332/33 г. отличаются упрощенной манерой исполнения. В верхней зоне подробная композиция «Страшный Суд», в нижней - изображения святых и донаторов. Из местного ряда иконостаса происходит икона св. Иоанна Предтечи, ок. 1105/6 (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия).
В 1968-1973 гг. исследовательским центром изучения Византии в Дамбартон-Окс (Э. Хокинс и Д. Уинфилд) и Гарвардским ун-том при сотрудничестве с департаментом древностей Кипра были проведены работы по расчистке и укреплению фресок. Церковь занесена в список ЮНЕСКО в число наиболее выдающихся памятников мира. В наст. время в храме совершаются Крещение и венчание, а также службы в Богородичные праздники.